ВЫШЛИ ЗА РАМКИ. Как в Самаре открываются негосударственные школы и образовательные центры: три истории

Образовательный центр и школа-пансионат для детей с ДЦП, уроки по литературе и истории в коридорах у картинной галереи, семейная форма обучения — все это есть в Самаре благодаря частной инициативе людей, которые решили не дожидаться решения сложных задач от других институтов и организаций. Они попробовали создать что-то свое, и у них получилось.

Авторы проектов рассказали «Другому городу», как им удалось реализовать свои идеи и почему оно того стоит.

Центр «Выше радуги»

Образовательный центр для детей с ДЦП «Выше радуги» решили открыть Екатерина Акинцева и Вера Виноградова. Но началось все с создания досуговой группы сообществом родителей «Дети-Ангелы», которые столкнулись с тем, что их детей-инвалидов не берут в специальный детский сад.

«Когда моему Мише поставили диагноз, мы стали искать возможности для реабилитации. Специалист, которому я доверяла, посоветовал поместить ребенка в среду сверстников. Система упражнений полезна, конечно, но и взрослые далеко не все могут заставить себя постоянно заниматься. Для этого нужна воля, которая, по мнению психологов, зреет у человека к семи годам. У маленького ребенка есть только интерес к жизни, а ведущая деятельность – игровая. В такой среде дети развиваются лучше всего», — рассказывает Екатерина.

Центр, который был тогда в Самаре, отказался брать сына Акинцевой, потому что он оказался слишком «трудным», так как не ходил. А таких детей немало. Конечно, сначала активисты сообщества «Дети-Ангелы» решили просветить чиновников, рассказать о проблеме. Но очень быстро поняли, что создание своего центра будет гораздо эффективнее.

«Нас поддержали, нашлись люди, которые были готовы помогать. Один знакомый выделил деньги, а его знакомый, в свою очередь, организовал ремонт помещения. Наш центр открылся уже через год. Там есть досуговая группа, где дети ежедневно общаются, и чудесный воспитатель, который устроился по простому объявлению. Есть кабинеты специалистов, которые занимаются индивидуальной коррекцией – двигательной, речевой, ментальной», — рассказывает Екатерина.

Важную роль в появлении центра «Выше радуги» сыграл подобный центр «Солнечный круг» в Тольятти, который пять лет назад открыла мама ребенка с тяжелой формой ДЦП. Сейчас в этом центре 40 воспитанников, и с ними занимаются 40 специалистов. В интернате бы эти дети просто лежали и смотрели в потолок.

«В «Солнечном круге» – яркие краски, счастливые дети. Видна настоящая жизнь и, что немаловажно, нормальная жизнь у мам – молодых, образованных женщин. Многие из них, кстати, пришли работать в центр по своему направлению. Центр ведь тоже своего рода государство, там много чего нужно. Когда есть такой пример перед глазами, и тем более, когда готовы поделиться опытом и помогать, на свой проект решиться легче», — говорит Екатерина.

Сейчас соучредители НКО «Выше радуги» открывают школу для детей с ДЦП. Занятия будут проходить в здании бывшего детского сада за «Кристаллом». Пока там идет ремонт.

«В Самаре есть новые, доступные инвалидам школы в Южном городе и Кошелеве, но это массовое образование, а детям с ДЦП нужны свои программы, индивидуальный подход. Есть еще коррекционная 113 школа-интернат, но, во-первых, она в Зубчаниновке, и дети из Куйбышевского района, например, не могут туда ездить, а во-вторых, школа не соответствует требованиям доступности», — объясняет Екатерина.

Школа №113 не подходит детям с ДЦП, добавляет Вера. В этом здании раньше было общежитие. Реконструкцию в нем сделать нельзя, а коридоры узкие, пандусов нет. На третий этаж можно только подняться по лестнице, неся ребенка на руках.

«В нашем здании для школы мы сейчас восстанавливаем отопительную систему, меняем окна — сначала мы должны создать среду, абсолютно комфортную для детей, потому что это будет пансионат — дети будут находиться там с девяти часов утра до семи вечера. Помимо общеобразовательных предметов, они будут обучаться социально-бытовым навыкам и тренировать двигательные, речевые навыки», — говорит Екатерина.

Примерный эскиз школы «Выше радуги», адаптированной для маломобильных учеников

Сегодня в Самаре зарегистрировано 333 ребенка школьного возраста с диагнозом ДЦП. У родителей таких детей особая финансовая нагрузка — лекарства, реабилитация. Поэтому занятия в школе принципиально будут бесплатными — это вопрос доступности, а авторам проекта хочется, чтобы каждый ребенок смог там учиться.

Центр «Выше радуги» поддерживает фонд «Источник веры», а когда откроется школа, то будет получать финансирование от государства, как другие образовательные учреждения.

«Школа — Музей — культура» и Афинская школа

Образовательный центр «Школа — Музей — Культура» появился в Самаре как некоммерческая организация пять лет назад. Инициатор проекта Ольга Титкова пошла на это, потому что, по ее словам, не могла реализовать свои задумки по просветительской деятельности для детей на прежнем месте работы — в выставочном центре «Радуга».

Сначала центр создавался для того, чтобы познакомить детей с наследием классической живописи из музейных коллекций. В организации придумали формат «Музей идет в гости» — команда приезжала в школы и детские сады с картинами и мольбертами и проводила экскурсию по экспозиции «на выезде».

«Мы увидели, что дети загружены уроками — по времени, по объему заданий. При этом современное образование не формирует у ребят целостного представления о мире — они получают отдельные предметные блоки, которые не складываются в общую картину. Хотя некоторые области могли бы идти совместно, например, история, литература, МХК. Мы хотели восполнить пробелы», — говорит Ольга.

От экскурсий центр быстро перешел к работе по созданию в школах культурно-образовательных пространств – картинных галерей в коридорах или классах. Учителя используют их как вспомогательный материал для уроков — появилась возможность проводить совместные занятия по литературе и истории на фоне картин, соответствующих тематике.

Центр пошел еще дальше и разработал программу по своей методике, которую назвали «Афинской школой». Это цикл занятий с детьми, в которых картина используется как инструмент для социального взаимодействия. Занятия проводят и для особенных ребят.

«С группой работают два специалиста: психолог, который использует элементы арт-терапии, и специалист по творчеству, который непосредственно ведет занятие и это как-то связано с темой психолога. Дети здесь не занимаются привычным творчеством, но варят мыло, делают кулоны – каждый раз вид деятельности мы подбираем под состав группы, динамику детей», — рассказывает Ольга.

Организация может реализовывать проекты в основном благодаря грантовой поддержке, которая составляет до 90% всех денежных поступлений. Остальные 10% — платные услуги.

«В год мы берем 50 детей 6-12 лет, физически больше не тянем. Первый год занимаемся бесплатно, а дальше предлагаем платно, если родители видят результат», — говорит Ольга.

Сейчас занятия проводят в Новокуйбышевске и в Самаре, на проспекте Ленина.

Дети на уроках сидят в кругу на мягких креслах и достаточно свободны в праве высказываться, а мнение преподавателя — не единственно верное. Поэтому-то школа и называется Афинской — в программу пытаются привлечь свободный дух образования, который царил в древнегреческой цивилизации.

Добрая школа

Школа с альтернативной, семейной формой обучения начала работать в Самаре в прошлом году. Семейный психотерапевт и профориентолог для подростков Екатерина Остроухова отважилась открыть школу, не найдя другой подходящей формы обучения для своего ребенка — отдавать сына в госучреждение не хотелось из-за существующей гонки за уровнем и оценками, вальдорфская педагогика смутила консерватизмом и определенной закрытостью сообщества, а от возможности пойти в класс Жохова отказались, в частности, из-за недостаточной вовлеченности учителя в образовательный процесс.

На семейный класс Екатерину вдохновила Алина Ниговская из Тольятти — ее Родная школа работает там уже несколько лет.

«Алина говорила мне, что ей многие звонили и даже приезжали из Самары, но никто так и не открыл школу. И сейчас я понимаю, почему. Идея создать альтернативную школу для своего ребенка выглядит привлекательно только на первый взгляд. В действительности она требует большого труда, много времени, финансов и огромного желания», — говорит Екатерина.

Самым сложным этапом становления школы стал поиск единомышленников. Екатерина записывала видео, вела группу в соцсетях и сайт для того, чтобы познакомить с концепцией всех, кто заинтересован в альтернативном обучении.

«Конечно, родителям было сложно доверять мне, особенно в начале, когда не было ничего: ни помещения, ни учителя, ни других родителей, которые уже записались в школу. Поэтому я словами не могу выразить благодарность тем семи семьям, которые доверились мне и первыми стали частью Доброй школы», — вспоминает Екатерина.

Главная цель Доброй школы — формирование у детей в процессе обучения навыков, которые будут востребованы во взрослой жизни. К ним относятся коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность. Потому что, по мнению Екатерины, школа не должна быть местом, где только тестируют знания, а ум ребенка стандартизируют, «обрезают по шаблону», чтобы он сдал ЕГЭ.

Знания ученикам Доброй школы дают по программе «Русской классической школы». Ученики сидят за конторками вместо парт, им позволяют свободно двигаться и не ставят оценки. Родители платят взносы за обучение, которые идут на оплату аренды помещения, зарплату учителю и другие ежемесячные расходы.

 

 

Источник Другой Город